Зловещая маска шотландского пророка
Маска сделана из кожи (к счастью, не человеческой) и ткани. Ее обрамляет рыжая копна из человеческих волос, во рту находятся вставные деревянные зубы, а вокруг глаз — птичьи перья.
Все это делает маску дьявольски зловещей. Она отлично смотрелась бы в хорроре об окультистах, но принадлежала человеку, которого почитали святым.
Его звали Александр Педен, и он был шотландцем до мозга костей. Пламенный и фанатичный, неудержимый как таран и одновременно полный черной меланхолии — из него вышел почти идеальный пророк.
Он родился в 1626 году в темную для Шотландии и Англии эпоху. Гражданская война, религиозная реформация, казнь короля, правление Кромвеля. Молодому священнику, отучившемуся в университете Эдинбурга, было о чем поговорить с мятежной паствой. И он был не остановим. Всю свою жизнь Александр Педен проповедовал — рьяно и буйно, доводя своими речами себя до исступления, а толпу до состояния экстаза.
Его в большей мере хочется назвать мрачным провидцем, чем священником. Проповедуя пресвитерианские догматы, он ушел «в поля». Поселившись в пещере, Педен ходил по округе, собирая толпы крестьян. Сначала они окружали его, чтобы посмеяться над юродивым, потом подпадали под его влияние и слушали, ревя от экстаза.
Педен быстро заработал славу пророка и вполне мог бы начать восстание против английской короны или основать собственный культ — почитателей хватало. Но он предпочитал оставаться бродячим оракулом и проповедником полей. Впрочем, англичане, едва восстановившие монархию, ожидаемо боялись каждого подозрительного кельта.
На Александра Педена была объявлена охота. Так что он перемещался по стране исключительно ночами. А чтобы солдаты не узнавали его, создал эту маску. Хотя, глядя на нее, скорее поверишь в то, что он пугал их до смерти. Представить, что в ней можно выдать себя за живого человека, сложно. А вот за бродячего духа, боггла, — вполне.
Предсказания, которые давал Педен, были мутными и неясными, как у языческого оракула, но все, как одно, сбывались. Потому что так работает память толпы — она была готова поверить, что в туманных словах святого безумца содержалось пророчество, и с готовностью отыскивала его.
Однажды пророка все же прижали, не помогла даже жуткая маска, и в 1670 году он бежал в Ирландию. Там он продолжал проповедовать, но относились к нему там с опаской. Ирландцам оказалась чужда шотландская исступленность пресвитерианина, так что спустя три года он вернулся на родину, где его схватили и отправили на четыре года на остров-тюрьму Басс-рок, напоминающую не то Алькатрас, не то Азкабан.
Отбывал срок Педен с такими же собранными по всей стране пророками-харизматиками, так что это была, пожалуй, самая безумная компания, какую только удавалось собрать в одном здании. Вышел он еще более ожесточенным, но осторожным. Маску ему вернули последователи, так что он не расставался с ней до самой смерти.
Он прожил до 1686 года, скитаясь и пророчествуя. Говорят, что после тюрьмы он повредился разумом и начал проповедовать прямо в своей жуткой маске, которая уже стала частью его личности. Педен перестал завлекать толпы, его речи стали слишком страшны и крамольны, а старые последователи предпочли о нем забыть.
Единственное его явственное пророчество было предельно мрачным. В 1682 году Педен провел бракосочетание фермера Джона Брауна и Изабель Вейр, но омрачил его словами, обращенными к невесте: «У тебя прекрасный муж, но ваше счастье недолговечно. Держите наготове льняное полотно — оно пригодится ему как саван. Исход придет, когда вы не ждете, и он будет кровавым».
В 1685 году, всего через три года после свадьбы, английские драгуны окружили ферму Браунов и расстреляли мужа за неповиновение властям — он отказывался принять англиканство и признать короля главой церкви.
После смерти Александр Педен не нашел упокоения: спустя сорок дней после погребения английские солдаты эксгумировали тело и перевезли его в другое место. Это было сделано намеренно — чтобы могила не стала местом паломничества. Так что по шотландским поверьям Педен и вправду должен был стать богглом — зловредным духом, бродящим по дорогам и сводящим с ума одиноких путников. И, глядя на его маску, легко представить, как бы он выглядел в новой ипостаси.